В Правовом управлении ФТС России напомнили участникам внешнеэкономической деятельности о праве на получение информации о причинах принятого решения, действия/бездействия таможенных органов.
В июне представители Правового управления Федеральной таможенной службы России провели вебинар «Внесудебное разрешение таможенных споров: преимущества для бизнеса и перспективы развития». И в прошлом «Большом вопросе» мы подробно остановились на таком механизме внесудебного урегулирования споров и разрешения проблемных вопросов, как обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и/или их должностных лиц. Сегодня речь пойдет об особенностях ведомственного контроля.
«Ведомственный контроль — это прежде всего право вышестоящего таможенного органа при наличии поводов провести проверку законности решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. И в случае выявления их несоответствия требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, а также законодательства РФ о таможенном регулировании отменить полностью или частично.
Но при этом законодательством предусмотрены некоторые исключения — мы не имеем права отменять в порядке ведомственного контроля неправомерные решения, если невозможно устранить допущенные нарушения. Либо истек срок для принятия нового решения».
Ведомственный контроль в таможенных органах РФ регламентируется следующими правовыми актами:
Статьей 263 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании» (также упоминается в статье 237);
Приказом ФТС России от 01.06.2016 № 1310 «Об утверждении Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела».
Поводы и порядок проведения ведомственного контроля
Проведение ведомственного контроля инициируется:
Обращениями физлиц и юрлиц;
Обращениями бизнес-омбудсмена и его региональных коллег;
Обращениями государственных органов, прокуратуры и т.д.;
Исковыми заявлениями.
Поводы для проведения ведомственного контроля, возникающие во время работы таможенных органов:
При проведении таможенного контроля и/или реализации решений по результатам таможенных проверок;
При проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
При производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
При оказании государственных услуг по ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
При мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов ЦВД ЕАИС;
При наличии возражения по акту таможенной проверки.
Порядок проведения ведомственного контроля следующий:
1. Если возникает повод и вышестоящим таможенным органом принимается решение о проведении ведомственного контроля, то выдается поручение, в течение трех рабочих дней делается запрос документов и сведений в нижестоящем таможенном органе.
2. Для направления ответа на запрос у нижестоящего таможенного органа есть пять рабочих дней.
3. Вышестоящий таможенный орган оценивает законность принятого решения, совершенного действия/бездействия и выносит вердикт:
«В случае принятия решения об отмене неправомерного решения, если отмененное решение принималось по результатам таможенного контроля, необходимо провести таможенный контроль. По его результатам принимается новое законное решение».
«Либо принимается решение о незаконности проверенного решения, действия/бездействия, но невозможности его отмены в силу исключений, которые предусмотрены частью 1 статьи 263 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании».
Запрос о причинах принятого решения
Кроме ведомственного контроля, который относится к правам таможенных органов, в Правовом управлении ФТС России обратили внимание на право участников внешнеэкономической деятельности на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия/бездействия. Оно предусмотрено статьи 265 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании».
«С запросом о причинах принятого решения, совершенного действия/бездействия или, напротив, — непринятия какого-то решения, которое таможенный орган должен был принять в установленный срок, нужно обращаться именно в этот таможенный орган.
С запросом можно обращаться, если затрагиваются права и законные интересы непосредственно заявителя».
Срок для направления запроса — шесть месяцев со дня принятия решения, совершения действия/бездействия или же истечения срока их принятия, совершения. Либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении, совершенном действии/бездействии.
Предусмотрены две формы: устная и письменная.
«Если устный запрос поступает в таможенный орган, то он подлежит рассмотрению в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти календарных дней со дня получения запроса таможенным органом».
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ