Исследовательский центр Центра стратегических разработок представил результаты второго этапа исследования на тему социально-экономических эффектов от «шоковых» событий начала 2020 года, основанные на итогах всероссийского опроса представителей делового сообщества.
Результаты опроса говорят о том, что в настоящее время бизнес больше всего обеспокоен тремя вещами:
падением курса рубля — 77% опрошенных;
распространением коронавирусной инфекции — 73% респондентов;
падением цен на нефть — 68% бизнесменов.
«Первые два фактора оказывают наиболее заметное влияние на финансовую деятельность компаний — к концу текущего года большинство опрошенных ожидают снижение выручки на 23%, прибыли — на 19%, а численности сотрудников — на 16%».
С пандемией факт снижения выручки и срыв исполнения контрактов связывают компании финансового сектора (40%) и компании — экспортеры (31%). Многие компании ожидают снижение выручки уже в ближайшие один-два месяца.
«В первую очередь снижение выручки относится к компаниям сферы недвижимости и строительства (51%), а также технологическим компаниям (57%). В то же время 56% компаний полагают, что ситуация с коронавирусом окажет влияние на исполнение контрактов, причем все из них отмечают негативный эффект».
Руководитель Центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова отмечает превалирование отрицательного бизнес-настроения во всех индустриях, сегментах (микро-, малый, средний и крупный бизнес в России) и федеральных округах. Исключением является сектор энергетики и ресурсов.
Представители бизнеса в качестве первоочередных мер адаптации компаний к нынешним обстоятельствам называли снижение кредитной нагрузки, кадровые изменения (в частности, оптимизация ФОТ) и диверсификацию поставщиков.
Вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова назвала возможные риски, которые затронут контрактные отношения:
во-первых, введение прямых регуляторных ограничений и запретов (закрытие границ, введение карантина, ограничение экспорта и импорта);
во-вторых, экономическая невыгодность контрактов даже в отсутствие прямых регуляторных запретов — этот риск вызывают у бизнеса наибольшие опасения;
в-третьих, невозможность обслуживания арендных платежей в силу снижения посещаемости заведения.
«Особенно под ударом контракты, в рамках которых арендные платежи привязаны к курсу валют. В обоих случаях может быть поставлен вопрос о пересмотре договора аренды в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако, если в области девальвации судебная практика уже есть (и она исходит из сохранения договоров на прежних условиях), то как суды оценят ситуацию с коронавирусом пока не ясно».
К концу 2020 года бизнес ожидает значительного роста инфляции в стране — на уровне 11%. Опрос свидетельствует и о том, что 45% компаний планируют увеличить цены на свою конечную продукцию в среднем на 14%.
Необходимость налоговых льгот в сложившейся ситуации отмечают 88% российских компаний, 63% указывают на то, что они подвержены риску банкротства в случае отсутствия положительных изменений.
«Налоговые льготы, по мнению бизнеса, — это важнейший элемент государственной поддержки для преодоления последствий коронавируса. Из опроса следует, что что бизнесу нужно больше, чем отсрочка по уплате налогов и страховых взносов. Наиболее востребованной мерой оказалась не отсрочка налоговой нагрузки, а ее временное снижение или обнуление».
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ