В Госдуму внесен законопроект, вносящий поправки в федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности». Концепция законопроекта предложена Торгово-Промышленной палатой РФ.
В настоящее время страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. При этом риск считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя).
А вот автоперевозчики пока остаются обделенными — страхование ответственности по договору автомобильной перевозки грузов Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также иными федеральными законами не предусмотрено.
«Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза».
Как напоминают авторы документа, российским законодательством не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.
«При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ „Страхование ответственности за причинение вреда“.
Кроме того, в Российской Федерации сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности».
Данную ситуацию и должен изменить внесенная в Госдуму инициатива. Как отметила автор законопроекта депутат, председатель Совета Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева, поправки направлены на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
По ее мнению, принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.).
«Такое страхование выступит одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.
Это позволит защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства)».
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ