Российские производители и импортеры сталкиваются с двумя серьезными проблемами в сфере сертификации продукции.
Бизнес-омбудсмен по вопросам транспорта и логистики, учредитель группы компаний VIG Trans Игорь Ребельский во время I заседания Рабочей группы по транспортной логистике при уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве сказал, что в текущем году условия ведения предпринимательской деятельности для российских импортеров и производителей, реализующих товар, подлежащий сертификации, на территории ЕАЭС, подверглись ужесточению.
Ребельский назвал две проблемы, с которыми сталкиваются российские производители и импортеры в сфере сертификации:
первая проблема – постановление правительства РФ от 21 марта 2019 года, согласно которому теперь вместе с аннулированием аккредитации недобросовестных органов сертификации ФСА принимает решение о переводе сведений о результатах деятельности (сертификаты соответствия, декларации о соответствии) аккредитованного лица в архивную часть (аннулируются) за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения, без уведомления компании-клиента, получившей на свой товар сертификат соответствия или зарегистрировавшего декларацию о соответствии.
вторая проблема – ограниченные сроки на получение импортерами нового сертификата соответствия в рамках условного выпуска товаров.
«Обязанность уведомлять своих клиентов о том, что их сертификат или декларация о соответствии аннулированы, согласно Постановлению, возложена на сам орган сертификации, лишившийся аккредитации. При этом, данный орган сертификации может уже не существовать, там могли работать какие-то подставные лица и так далее.
По факту, ничего не подозревающие импортеры обнаруживают недействительность сертификата или декларации о соответствии на ввезенный товар уже на момент прибытия в пункт пропуска».
Что касается второй проблемы, то, согласно Федеральному закону о таможенном регулировании, у импортеров в настоящее время есть 45 дней в рамках условного выпуска на получение сертификата. Время вроде бы достаточно, но есть ряд нюансов.
«Сегодня на рынке ощущается дефицит высококачественных услуг по сертификации товаров. Лаборатории и органы по сертификации переполнены заявками. В результате импортеры физически не могут уложиться в отведенные 45 дней. Пролонгация этого срока законом не предусмотрена, поэтому по истечении 45 дней товар задерживается таможенным органом».
По словам Игоря Ребельского, сложившаяся ситуация несет за собой серьезные финансовые издержки бизнеса и существенно ухудшает бизнес-климат в стране.
В условиях единой таможенной территории и функционирования единого рынка товаров такие ужесточения создают неравные условия, в том числе и для самих органов сертификации, осуществляющих свою деятельность в соответствие с нормами и требованиями законодательства.
«Сертификаты соответствия, выданные в одной стране ЕАЭС, признаются на всей таможенной территории. При этом получить сертификат можно в любой стране Союза, в независимости от того, где зарегистрировано юрлицо.
Нынешние условия сертификации товара и подтверждения сертификата в России могут повлечь за собой переток спроса на данную услугу в Беларусь, Армению, Казахстан и Кыргызстан. Такой итог повлечет за собой не только стагнацию отрасли сертификации в России, но и отток поступлений в федеральный бюджет и, как следствие, ухудшение инвестклимата».
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ