menu
Национальная Ассоциация таможенных представителей (брокеров)

Новости

Год после вступления ТК ЕАЭС в силу: предложения бизнеса по-прежнему остаются актуальными

Год после вступления ТК ЕАЭС в силу: предложения бизнеса по-прежнему остаются актуальными

Уведомительный характер таможенного декларирования, отказ от взимания косвенных налогов при декларировании, однократная синхронная проверка всеми контролирующими органами - эти и другие здравые предложения бизнеса признаны нецелесообразными при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, но остаются актуальными и по сей день.

При разработке нового таможенного законодательства целый ряд вопросов законодатели вообще не стали рассматривать, отложив их в сторону по причине «нецелесообразности». А ведь бизнес предлагал такую идею: таможенное декларирование должно носить исключительно уведомительный характер. За исключением товаров, ввоз которых представляет угрозу либо национальным интересам, либо здоровью граждан.

Не рассматривался вопрос разрешения контрольных мероприятий — осмотр/досмотр — только на этапе после выпуска. Чтобы до выпуска проводился лишь документарный контроль.

Не прошел вариант с отказом от взимания косвенных платежей. Для Российской Федерации очень болезненная тема. Мне кажется, 50% вопросов, связанных со спорами насчет таможенной стоимости, вызваны необходимостью платить большую сумму НДС. То есть, дело даже не в таможенной пошлине.

Не обсуждался вопрос переноса контроля за соблюдением технического регулирования на этап после выпуска. Более того, все таможенные службы пяти государств — участников ЕАЭС заявили категорично: нормы технического регулирования должны проверяться и контролироваться во время, как минимум, декларирования товаров.

Пока не удалось продвинуть тему наднациональной системы управлениями рисками. С одной стороны, есть разумные объяснения — в каждой стране могут быть свои риски. Но, с другой, общие принципы должны найти отображение в законодательстве ЕАЭС. И должны быть публичными! В частности, стоимостные индикаторы.

До сих пор нигде не предусмотрено такое правило: любые контрольные мероприятия должны быть однократными и синхронными. И если проверяет Россельхознадзор или Роспотребнадзор, то эта должна быть единственная проверка, в ходе которой должны присутствовать и таможенники, и другие контролирующие органы. Но чтобы после этого бизнес больше не трогали.

Не решая вопросы, мы вряд ли сможем далеко продвинуться в деле совершенствования таможенного администрирования

Прошел год работы в рамках нового Таможенного кодекса. Выводы следующие: ни один из вышеперечисленных пунктов не утратил своей актуальности. Эти все вопросы, озвученные бизнесом, по-прежнему ставятся перед законодателями. И не решая их, мы вряд ли сможем далеко продвинуться в деле совершенствования таможенного администрирования.

Более того, неурегулированность некоторых из этих пунктов периодически вызывала кризисы. Как летом, когда было обострение, связанное с вопросами маркировки. Срочно понадобились два письма от ФТС — как разрулить ситуацию. Но два письма — не та законодательная основа, которая позволяет точно и уверенно смотреть в будущее в этих вопросах.

Из-за того, что проблемы не решены, появились новые тенденции, которые довольны опасны и, на мой взгляд, связаны с тем, что концептуальные предложения бизнеса не были приняты. 

Например, в Российской Федерации идет категорирование всех участников ВЭД по трем категориям: низкого, среднего и высокого уровня риска. Выяснилось, что у тех компаний, которые отнесены к низкой категории риска, самый высокий процент выхода за индикаторы стоимости — свыше 50%. Практически уверен, что Федеральная таможенная служба в ближайшее время перенастроит генератор случайных чисел, и проверки среди участников ВЭД с низкой степенью риска будут проводиться значительно чаще.

Мы очень сильно отстаем в технологическом плане

Хотя Федеральная таможенная служба — лучшая среди всех остальных таможенных служб в плане использования цифровых технологий, но налицо дикое отставание в технологическом плане по сравнению с тем, что происходит в других странах. Через два — три года это превратится в очень большую проблему.

Какие задачи бизнес ставит перед законодателями

Все четыре бизнес-сообщества — Торгово-Промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП — исходят из того, что таможенное администрирование должно быть максимально простым и комфортным. При этом должен быть жесткий, сплошной аналитический контроль, который не будет обременять положение бизнеса.

Декларирование должно носить уведомительный характер

Участник ВЭД говорит: «я провожу то-то, то-то и то-то». Контроль при этом должен проводиться — до декларирования (на этапе анализа предварительной информации) или в рамках постконтроля.

О транзите

Транзит, особенно если речь идет о грузоперевозках не между странами ЕАЭС, а через территорию Союза, должен быть беспрепятственным. За исключением случаев, когда есть информация о провозе запрещенных товаров.

В век современных технологий, когда со спутников можно найти спичечный коробок, выпавший из кармана, совершенно немыслимо и неуместно требование с обеспечением. Оно существует при транзите, при несогласии и оспаривании таможенной стоимости. И это рудимент прошлого, кредитование бизнесом бюджета государства.

О СВХ

Не должно существовать складов временного хранения. Таможенное оформление и декларирование должно происходить без завоза и хранения товаров на СВХ.

О бумагах и печатях

Нужно на законодательном уровне исключать использование документов на бумаге и печатей. Существующая практика оформления товаров, которые контролируют несколько ведомств: при фитосанитарном, ветеринарном контроле требуются бумаги, таможня ставит штамп «выпуск разрешен».

О блокчейне

Необходимо использовать технологии блокчейна, когда информация о любой сделке одновременно фиксируется в самых различных реестрах — в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, каких-то статистических органах, Роспотребнадзоре и так далее.

О внутренней отчетности компаний

Обязательно нужно внедрять документарный контроль с возможностью онлайн-подключения контролирующих органов к управленческой отчетности компаний. Мы выступаем за добровольный переход к такому новшеству. И Федеральная таможенная служба в этом году собирается с несколькими компаниями провести эксперимент и осуществлять исключительно документарный контроль за счет онлайн-подключения к управленческой отчетности импортеров.

О категорировании товарных партий

Поддерживаем стремление Федеральной таможенной службы уйти от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий: когда товарная партия приходит в таможню назначения и вызывает некие сомнения в отношении правильности документа соответствия, указания веса и т. д. Это не повод чтобы не выпускать товар. Он выпускается, но помещается при этом в категорию высокого риска. На нем ставится отдельная метка. И об этом сообщается во все органы внутреннего контроля, которые отвечают за выпуск товаров в продажу.

Происходит более пристальный контроль за товарной партией на этапе после выпуска таможней до выпуска в коммерческий оборот. Таким образом, будет разгружено таможенное оформление. А той же оценкой соответствия займутся те органы, которые более разбираются в этом вопросе.

О цифровизации ВЭД

Согласны с таможней по вопросам необходимости цифровизации существующих инструментов контроля. Вы все знаете про появление умных пломб, про отслеживание маршрутов, трансфертного ценообразования и перепродажи грузов юридическими лицами. При цифровизации контроля станет возможной реализация второго пункта — ввод уведомительного характера таможенного декларирования.

В качестве эпилога

Таможенные органы в своей работе должны исходить из презумпции добросовестности участников ВЭД. Чтобы каждый таможенник просыпался с мыслью: что я хорошего сделал сегодня для бизнеса?

Потому что когда таможня рапортует о том, что она перевела шесть триллионов в бюджет, и гордится этим... Надо помнить — это деньги не таможни. Это деньги бизнеса. И чем лучше будут холить и лелеять бизнес, чем комфортнее станет прохождение границы при необременительном сплошном контроле, тем больше денег участники ВЭД перечислят в бюджет.

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления таможенного омбудсмена, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в ходе ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года», организованной Event-Агентством «Событие» при поддержке Евразийской экономической комиссии.

CustomsForum.ru

ВСЕ НОВОСТИ

Об Ассоциации

Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой  Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.

ПОДРОБНЕЕ

При поддержке

Новости членов Ассоциации

Мероприятия

Международный таможенный форум 2018
Вечер памяти Анатолия Круглова
ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ