CustomsForum.ru об изменении с Нового года подходов к определению таможенной стоимости и о том, как участники ВЭД шлют таможенникам «интересную» информацию, касающуюся их конкурентов.
Как мы сообщали ранее, с 25 по 26 октября в Москве прошла XVIII Международная выставка «Таможенная служба — 2017». На протяжении двух дней участники внешнеэкономической деятельности могли ознакомиться с современными таможенными технологиями, а также узнать много полезной для них информации в рамках деловой программы выставки. Посетив, к примеру, дискуссии, посвященные новеллам таможенного законодательства, техническому регулированию в ЕАЭС, таможенным технологиям и правоохранительной деятельности таможенных органов.
«На обсуждение вынесены наиболее актуальные, с нашей точки зрения, темы, чтобы у вас была возможность послушать, что мы можем сказать по этой теме, задать вопросы и обсудить проблемные моменты, встречающиеся в правоприменительной практике».
Не менее важные для бизнеса вопросы обсуждались и в ходе круглого стола «Актуальные вопросы определения и контроля основы начисления и уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами».
По словам Максимова, то, как формируется база для начисления и уплаты таможенных платежей, — это одна из ключевых тем, связанных со взаимодействием таможни и бизнеса.
Подробно о том, что говорится в новом Таможенном кодексе ЕАЭС и проекте федерального закона о таможенном регулировании об определении и контроле таможенной стоимости, участникам круглого стола рассказал заместитель начальника Аналитического управления ФТС России Александр Гуськов.
Изменения коснутся, к примеру, терминов: после вступления в силу нового таможенного законодательства на смену понятию «корректировка таможенной стоимости» придет «решение о внесении изменений в декларацию». А также самих таможенных процедур. В частности, упрощенная схема проведения контроля таможенной стоимости будет выглядеть следующим образом:
1) Декларант отправляет декларацию на товары в таможенный орган.
2) ДТ попадает в систему управления рисками.
3) Если риски не выявлены, то выпуск разрешен. Если выявлены риски — запрашиваются документы, на основании которых заполнена декларация на товары (44 графа ДТ), и проводится контроль таможенной стоимости:
таможенная стоимость подтверждена — выпуск разрешен;
таможенная стоимость не подтверждена — выносится требование (решение) о внесении изменений в декларацию на товары — вносятся изменения.
«Запрошенные документы должны быть предоставлены не позднее чем за 4 часа до выпуска товаров. После этого начинается классическая дополнительная проверка по таможенной стоимости.
Когда инспектор приходит к выводу, что документов, на основании которых заполнена декларация, ему недостаточно, требуются иные коммерческие, транспортные документы, он запрашивает их. Одновременно с этим декларанту предоставляется право выпустить товары под обеспечение».
При этом дополнительные документы должны быть предоставлены не позднее одного дня — до истечения продленного срока выпуска.
«После это начинается отсчет классического срока — 60 дней на предоставление документов декларантом. После их предоставления у инспектора будет 30 дней на принятие решения. Принципиально по срокам ничего не изменилось — такие же нормы действуют и в настоящее время».
Как отметил спикер, Таможенным кодексом предусматривается и третий запрос. Когда товар выпущен под обеспечение, в течение 30 дней инспектор направляет запрос декларанту, в котором перечисляет, каких документов и сведений ему не хватает.
«Декларант имеет право предоставить дополнительные документы, чтобы развеять сомнения в заявленной таможенной стоимости. Для исполнения данного запроса ему дается 10 дней — на этот период отсчет 30-дневного срока принятия инспектором решения приостанавливается».
На сегодняшний день имеются два проекта решений Коллегии Евразийской экономической комиссии: «О случаях заполнения ДТС, утверждении форм ДТС и порядка заполнения ДТС» и «О расчете дополнительных начислений при применении методов определения таможенной стоимости товаров».
В проекте первого решения прописано, что ДТС заполняется в случае, если предусмотрена уплата таможенных платежей при наличии взаимозависимости, структуры таможенной стоимости или при применении отложенного решения в отношении таможенной стоимости.
«В настоящее время есть разногласия по данному решению. Только после его согласования и утверждения наконец увидим, когда заполняется ДТС и в каких случаях инспектор может потребовать заполнить декларацию таможенной стоимости».
Согласно положениям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ЕЭК наделена правом принимать дополнительные решения, определяющие формы, структуры и форматы ДТС, особенности контроля таможенной стоимости товаров. Также Евразийская экономическая комиссия может принимать акты, содержащие разъяснения по нормам, регулирующим таможенную стоимость и определение ТС в рамках ВТО и ВтамО.
На данный момент ЕЭК уже зафиксированы особенности определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенных процедур: переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
Законодателям предстоит издать документы, касающиеся определения ТС при завершении таких процедур, как свободная таможенная зона, переработка вне таможенной зоны, свободный склад, временный ввоз, беспошлинная торговля, уничтожение.
«Для таможенных органов самый интересный момент заключается в том, что предстоит выдавать предварительные решения в отношении таможенной стоимости. Данный вопрос относится к национальному законодательству стран-участниц ЕАЭС. В России проектом федерального закона дан четкий ответ — Минфин устанавливает порядок принятия и выдачи предварительных решений».
В ФТС ожидают издания административного регламента оказания государственной услуги, который должен определить случаи выдачи, сроки действия и порядок принятия решений о прекращении действия предварительных решений.
Для того чтобы совместно с Минфином издать порядок принятия и выдачи предварительных решений, таможенники изучили практику других стран и запросили у своих зарубежных представительств информацию. Выяснилось, что, к примеру, в Японии предварительные решения представляют собой разъяснения о том, какие законы и регламентирующие документы трактуют или принимаются при расчете таможенной стоимости.
«Китай запустил у себя пилотный проект, применяемый только в отношении зеленого сектора — категории участников ВЭД, занимающихся безрисковыми поставками по пятиуровневой системе управления рисками. У них достаточно строгие требования предъявляются к первой категории участников ВЭД. И именно к этой категории применяются предварительные решения по таможенной стоимости».
В Евросоюзе подобная практика отсутствует — рабочей группой рассматриваются вопросы по имплементации и использованию данного института в законодательстве ЕС.
В завершение своего выступления Александр Гуськов поделился сведениями, откуда Федеральная таможенная служба берет достоверную информацию для формирования требований к товарной партии, в том числе и в части таможенной стоимости, — для выбора объектов и принятия мер таможенного контроля.
Итак, основными источниками информации являются:
базы данных электронных копий деклараций на товары;
информационный обмен с таможенными службами иных государств;
открытые источники информации (товарные рынки, биржи, каталоги);
бизнес-сообщества (объединения, ассоциации, союзы) и сами участники ВЭД.
«Мы часто получаем различные сообщения с достоверной или недостоверной информацией. Ее нам могут направить конкуренты или национальные производители, не имеющие никакого отношения к производству конкретной продукции, но страдающие от недобросовестной конкуренции со стороны участников ВЭД в результате, к примеру, занижения таможенной стоимости.
Вся информация анализируется, а участники ВЭД и заинтересованные лица получают ответ о том, как эта информация может быть нами использована, достаточно ли ее или нет, и что нам необходимо для использования сведений в полном объеме».
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ