Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами
«Негативные настроения относительно экономической ситуации на протяжении двух лет остаются практически без изменений. По результатам исследования видно, что предприниматели стали чуть более позитивно настроены относительно своего бизнеса и перспектив его развития, при этом, рассчитывают они только на себя. Каждая третья компания за последние полгода изменила модель продаж».
По его словам, компании активно инвестируют в развитие своих сотрудников и наращивание экспертизы. Также предприниматели чаще стали заявлять о том, что вкладываются в цифровые технологии и автоматизацию
«Еще один тренд, который мы наблюдаем с 2015 года — уменьшение количества компаний, чья деятельность связана с импортом, сейчас лишь 23% компаний малого бизнеса говорят о том, что закупают товары на зарубежных рынках, на июнь 2015 года этот показатель составлял 36%».
На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга,
Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев по стране и по своей компании:
индекс текущей экономической ситуации минус 64, в ноябре 2016 минус 67;
индекс
индекс текущей ситуации по компании минус 12, в ноябре 2016 минус 15;
индекс ожиданий по компании 20, в ноябре 2016 — 9.
Как по стране, так и по отраслям, в сравнении с ноябрем 2016 года выросла на 3 пункта и составила минус 64.
Компании малого бизнеса почти во всех регионах отмечают рост покупательской способности населения практически на том же уровне, как ожидали (5% по стране против 8% ожидаемых, и 7% в отрасли против 10% ожидаемых). Во многом улучшению способствовало замедление инфляции и уменьшение просроченной задолженности по зарплате (по данным Росстата, на 3,7%).
По сравнению с ноябрем 2016 года она также стала более позитивной.
«Во многом это объясняется тем, что последствия холодного лета отразятся на росте цен только в 2018 году —
Компании сферы грузоперевозок дали более негативный прогноз в отношении экономической ситуации, чем полгода назад. В сферах строительства, производства и оптовой торговли ожидают некоторого оживления в ближайшие 6 месяцев. Что касается региональной специфики — ощутимо улучшились ожидания у предпринимателей Центрального и Уральского регионов.
Компании оценивают ее более позитивно по сравнению с ноябрем 2016 года, но ожидания предпринимателей полгода назад оказались лучше реальной ситуации.
«Во многом это связано с тем, что треть компаний отмечают стагнацию. При этом представители малого бизнеса реже говорят о негативном влиянии санкций, несмотря на продление санкций Евросоюза против России и расширение санкционного списка со стороны США».
«В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержаны в оценках ситуации на ближайшие шесть месяцев, тогда значение индекса достигало 9, в июне этого года индекс ожиданий составил 20. Предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее: все больше игроков нацелены на рост прибыли, выручки, частоты покупок и клиентской базы. В первую очередь, это связано с ожидаемым улучшением покупательской способности населения (в том числе и в связи с увеличением МРОТ)».
Для расчета Индекса настроений малого бизнеса и его составляющих были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес»
Среди опрошенных владельцев бизнеса 65% управляют юридическим лицом, а 45% зарегистрированы как ИП (10% опрошенных представляют и юр. лицо, и ИП),
Компании с численностью персонала менее 5 человек — 55%, 5–15 человек — 29%, 16–30 — 7%, более 30 человек — 9%,
Срок работы бизнеса менее одного года — 16%, 1–5 лет — 44%, 6–10 лет — 18%, более 10 лет — 22%.
В опросе приняли участие владельцы бизнеса — 79%, руководители — 36%, другие ответственные сотрудники — 2%.
Статистическая выборка составила 2300 компаний во всех городах присутствия
Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными. Диапазон индекса от 100 до (-100) процентных пунктов.
Ассоциация образована в октябре 1995 года как Национальная Ассоциация таможенных брокеров (поверенных) – НАТБ, зарегистрирована в Российской Федерации Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 06 февраля 1996 года за номером 039.898, свидетельство серия БB № 001293. В сентябре 2011 года Ассоциация переименована в Национальную Ассоциацию таможенных представителей (брокеров) – НАТП.
ПОДРОБНЕЕ